Категориидисциплины Поискпо сайту

Реферат на тему Характеристика отдельных видов наказаний скачать бесплатно

Раздел: Право
Тип работы: реферат
Страница 1 из 4 | Следующая страница

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Этот древний вид наказания прошел несколько этапов развития.

Так, по древнегерманскому праву преступник объявлялся "лишенным мира". Его исключали из общества, лишали имущества и приравнивали по положению к дикому зверю; каждый мог его безнаказанно убить. Согласно Русской Правде лишение прав означало гражданскую смерть. Однако в дальнейшем полное поражение (гражданская смерть) из нашего права исчезло. Оно не предусматривалось ни Судебниками, ни Соборным Уложением 1649 года. Как писал И. Д. Сергиевский, "выработать институт лишения права XVII век не мог, так как весь тогдашний государственный строй России был ему противен. Прежде всего, поражение семейных прав, расторжение супружеского союза и прекращение родительской власти не могли иметь места, потому что государство всячески старалось о сохранении и укреплении семейного начала и, в частности, ради утилитарных целей направляло преступников в ссылку с семьями. Затем, поражение прав имущественных, т. е. переход всего наличного имущества осужденного к законным его наследникам, не могло получить развития, потому что государство с большей для себя пользой шло путем конфискаций. Поражение прав служебных, т. е. лишение права службы государственной, тоже не могло иметь места, потому что права службы, в строгом смысле определенного происхождением, образованием или иного рода цензом, вовсе не существовало, а была лишь обязанность службы, крепостная обязанность, по которой каждый гражданин должен был идти на ту службу, которую ему укажет Великий государь. Лишать кого-либо права службы было для государства просто невыгодно, так как это значило бы уменьшить и без того скудный запас пригодных сил государственного управления"'.

В виде закона лишение прав появилось в России при Петре I. Это были шельмование и анафемствование. А Уложение о наказаниях 1845 г. предусматривало: лишение всех прав состояния; лишение всех особенных, личных и по состоянию присвоенных прав и преимуществ; лишение некоторых лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ; лишение какого-либо отдельного права на срок или навсегда. Уголовное Уложение 1903 г. говорило лишь об одной категории поражения — лишении прав состояния, но объем его был достаточно велик: он поражал всю правовую сферу личности и, ставя человека почти в безвыходное положение, увеличивал вероятность рецидива.

Уголовное право послереволюционного периода с первых лет своего существования отказалось от гражданской смерти, однако долго еще сохраняло лишение основных (прежде всего, политических) прав отдельных слоев общества. Так, Руководящие начала 1919 г. воспрещали "саботажникам" и "вредителям" народного хозяйства занимать определенные должности или исполнять определенную работу, а УК РСФСР 1926 г. лишал активного и пассивного избирательного права; права занимать выборные должности в общественных организациях, те или иные государственные должности; права носить почетные звания; родительских прав; права на пенсии, выдаваемые в порядке социального страхования и государственного обеспечения, и на пособие по безработице, выдаваемое в порядке социального страхования.

Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. содержали лишь два вида поражения прав: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной профессией; лишение воинского или специального звания. Сохранились данные наказания (в несколько иной интерпретации) и в настоящее время.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит по действующему законодательству в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Как и штраф, оно может быть основной и дополнительной мерой. Как основное наказание оно устанавливается на срок от одного года до пяти лет и может быть назначено судом в тех же случаях, что и штраф (применяемый как основная мера):

когда оно указано в качестве такового в санкции применяемой статьи УК;

как более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК);

при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК);

при замене неотбытой части наказания более мягким (ст. 80 УК);

надзорной или кассационной инстанцией вместо лишения свободы или примененного по приговору условного осуждения.

Как дополнительная мера это наказание устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может назначаться судом вне зависимости от того, предусмотрено ли оно соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Материалы судебной практики свидетельствуют, что чаще всего данное наказание применяется к работникам транспорта, должностным лицам, в ведении которых находятся материальные ценности, работникам торговли, медицинским работникам. При этом в отношении работника транспорта оно может быть избрано в качестве дополнительной меры и в том случае, если он лишен этого права в порядке административного или дисциплинарного воздействия.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве дополнительного наказания к лишению свободы, аресту или ограничению свободы, обязательным, исправительным работам, содержанию в дисциплинарной воинской части. Когда оно избирается как дополнительное наказание к обязательным или исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу; в остальных случаях оно распространяется на все время отбытия основного вида наказания, но при этом его срок исчисляется с момента, когда основное наказание отбыто.

Запрещение заниматься определенной деятельностью охватывает не только служебную, профессиональную, но и любую иную деятельность, которая регламентируется специальными правилами. Под государственной службой в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" понимается профессиональная деятельность по исполнению полномочий государственных органов. Государственная должность, согласно ст. 1 того же Закона, это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленными кругом обязанностей, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Государственные должности подразделяются на три категории. Перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 33.

К органам местного самоуправления, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относятся выборные органы, образуемые в соответствии с данным Законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

2. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Данное наказание назначается только в качестве дополнительного и только за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Сущность уголовно-правовых мер заключается в том, что их правоограничения должны морально воздействовать на осужденного (чувство стыда, совести), преследуя таким образом цели уголовного наказания.

Анализируемое наказание может быть применено судом при наличии следующих оснований:

виновный совершил тяжкое или особо тяжкое преступление;

суд с учетом личности виновного пришел к выводу, что он недостоин носить специальное, воинское или почетное звание, быть обладателем классного чина или государственных наград.

Специальными являются звания, присваиваемые работникам связи, железнодорожного транспорта, гражданского воздушного флота, прокурорско-следственным работникам и некоторым другим.

Воинскими считаются звания, присваиваемые лицам офицерского и армейского состава Вооруженных Сил Российской Федерации на основании Федерального закона от 11 февраля 1993 г. "О воинской обязанности и военной службе" и Указа Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. "О порядке присвоения офицерского звания гражданам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и призыва их на военную службу".

Почетные звания устанавливаются в целях поощрения граждан за высокие профессиональные качества, мастерство и многолетний добросовестный труд ("Народный артист Российской Федерации", "Народный художник Российской Федераций", "Заслуженный лесовод Российской Федерации", "Заслуженный юрист Российской Федерации" и т. д.). Исчерпывающий перечень и описание нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации содержится в Положении о почетных званиях Российской Федерации и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г.

Классный чин — это специальное звание, присваиваемое работникам органов юстиции с учетом занимаемой должности, знаний, опыта и при определенном стаже.

Государственные награды — это высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством. В соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1995 г., к ним относятся: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

Суд вправе лишить осужденных воинских или специальных званий, классного чина вплоть до полковника включительно (для воинских и приравненных к ним специальных званий). В случае осуждения лица, имеющего более высокое воинское или специальное звание либо классный чин, суд вправе внести представление в надлежащий орган о лишении осужденного этого звания. Не может суд лишить осужденных и ученых званий.

Лишить государственных наград и почетных званий может только Президент Российской Федерации своим указом по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление. Ордена, медали, знаки отличия и нагрудные знаки к почетным званиям, документы о награждении, принадлежащие лицу, лишенному государственных наград, изымаются правоохранительными органами и направляются в Службу государственных наград Президента Российской Федерации. При отмене приговора по реабилитирующим основаниям указ признается утратившим силу, а награжденный считается восстановленным в правах на государственные награды. Президент может восстановить гражданина Российской Федерации в правах на государственные награды по его ходатайству, поддержанному органом местного самоуправления района, города, если совершенное им деяние потеряло характер общественно опасного. После вступления в силу указа Президента Российской Федерации о восстановлении в правах на государственные награды они возвращаются награжденному (ст. 17, 18 Положения о государственных наградах).

3. Обязательные работы

Обязательные работы как мера уголовного наказания не были известны ранее действующему уголовному законодательству, хотя в отечественной истории карательных мер можно найти их аналоги.

Уголовно-правовая сущность обязательных работ заключается в выполнении осужденным, в свободное от основной работы или учебы время, бесплатных общественно полезных работ. Устанавливаются они на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Срок обязательных работ исчисляется в часах, а время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается из расчета один день за восемь часов обязательных работ.

Обязательные работы — основная мера уголовного наказания. Оно может быть назначено судом в тех же случаях, что и штраф, назначаемый в качестве основной меры.

Объем карательного воздействия обязательных работ во многом зависит от срока его отбытия и от характера работы, вид которой определяется органами местного самоуправления. Обязательные работы в силу специфики своего уголов-но-правового содержания не могут назначаться:

лицам, признанным инвалидами первой или второй группы;

беременным женщинам;

женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет;

женщинам, достигшим пятидесяти пяти лет;

мужчинам, достигшим шестидесяти лет;

лицам, проходящим военную службу по призыву.

В случае злостного уклонения осужденного от обязательных работ они могут быть заменены ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов работ.

Положения УК о наказании в виде обязательных работ вводятся после вступления в силу Уголовно-исполнительно-го кодекса Российской Федерации по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, но не позднее 2001 года (ст. 4 Закона о введении в действие УК РФ).

4. Исправительные работы

Исправительные работы, по общему мнению, одно из самых распространенных наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Появившиеся как самостоятельный институт в 1917 г. (впервые исправительные работы были указаны законодателем в инструкции Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 г. "О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке проведения его заседаний") исправительные работы прочно заняли свое место в системе наказании.

Стабильность и "популярность" исправительных работ объясняется, прежде всего, эффективностью их применения в тех случаях, когда общественная опасность преступления и лица, его совершившего, не требует обязательной изоляции осужденного от общества, а цели наказания могут быть достигнуты и в процессе его материальных ограничений. Тем более, что в отличие от штрафа осужденный, помимо лишений имущественного характера, претерпевает в процессе работы воспитательное воздействие трудового коллектива.

Применение исправительных работ неоднократно менялось и совершенствовалось, однако содержание их оставалось все тем же — наказание, у'головно-правовая сущность которого заключается в ограничении некоторых трудовых и материальных прав и интересов осужденного. Исправительные работы по действующему уголовному законодательству — это привлечение осужденного к труду с вычетом из его заработка определенной части в пользу государства.

Степень карательности исправительных работ определяется, прежде всего, сроком их отбывания, зависящим, в свою очередь, от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного. Согласно ст. 50 УК исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и, в отличие от прежнего законодательства, отбываются только по месту работы. В настоящее время в соответствии со ст. 6 Закона о введении в действие УК РФ лицам, осужденным к исправительным работам не по месту работы (ст. 27 УК РСФСР), назначенное наказание заменяется штрафом. Выплаченные на момент введения в действие УК РФ суммы подлежат зачету. Однако назначенный в этом случае штраф не может превышать максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей нового Кодекса.

Исправительные работы — основная мера наказания. В этом качестве она может быть назначена судом:

1) в случаях, когда исправительные работы предусмотрены санкцией статьи Особенной части УК (самостоятельно или в альтернативе с другими видами наказаний;

2) когда, с учетом исключительных обстоятельств и данных о личности, суд признал необходимым применить исправительные работы в качестве более мягкого наказания по статье Особенной части УК, санкция которой не предусматривает его (ст. 64 УК);

3) при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК);

4) в случае замены исправительными работами штрафа лицу, злостно уклоняющемуся от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания;

5) как замена неотбытой части наказания в виде лишения свободы (ст. 80 УК);

6) в порядке замены исправительными работами ареста (ст. 54 УК);

7) кассационной или надзорной инстанции — в качестве замены наказания в виде лишения свободы или условного осуждения.

Специфика исправительных работ заключается в том, что отбывать их могут только трудоспособные

Страница 1 из 4 | Следующая страница

Поделитесь рефератом Характеристика отдельных видов наказаний

html-cсылка на реферат
BB-cсылка на реферат
Прямая ссылка на реферат

Работы похожие на Характеристика отдельных видов наказаний

Процессуальные особенности судебной защиты избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Тип работы: реферат

Судебные дела по жалобам на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации имеют особое значение, поскольку затрагивают конституционные политические права. Своевременное и правильное разрешение таких дел является задачей гражданского судопроизводства. Решение этой задачи во многом зависит от дальнейшего совершенствования судебной процедуры разрешения избирательных споров, споров по проведению референдума.
Анализ теоретических и практи

Сущность и цели наказания в Российской Федерации

Тип работы: реферат


Тема: .
Автор: Сусликов Андрей Валентинович, диплом защищался в Саратовской Государственной Академии права.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
стр.
ВВЕДЕНИЕ 2-4 Глава 1. М

Органы государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления

Тип работы: реферат

Контрольная работа по дисциплине Правоведение
Выполнила Урубжурова Эрвина Сергеевна студентка 2 курса
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
Санкт-Петербург 2007г
Глава1. Система органов государственной власти в Российской Федерации 1.1. Общая характеристика органов государственной власти Деятельность любого государства реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства — это обособленн

Основные наказания в уголовном праве Российской Федерации

Тип работы: реферат

Содержание

Введение

1. Система и виды наказаний

1.1 Понятие системы наказаний

1.2 Виды и классификация наказаний

2. Основные наказания

2.1 Обязательные работы

2.2 Исправительные работы

2.3 Ограничение по военной службе

2.4 Ограничение свободы

2.5 Арест

2.6 Содержание в дисциплинарной воинской части

2.7 Лишение свободы на определенный срок

2.8 Пожизненное лишение свободы

2.9 Смертная казнь

<

Защита прав потребителя по законодательству Российской Федерации

Тип работы: реферат


Министерство Внутренних Дел Российской Федерации
Калининградский Юридический Институт
Курсовая работа
по предмету: Гражданское право
Тема: Защита прав потребителя по законодательству Российской Федерации.
Работу выполнил: _________.
© Калининград 1998 г.
План:
Введение 3
Законодательство по защите прав потребителя 4
Основные права потребителя. 8
Рассмотрим теп