Категориидисциплины Поискпо сайту

Реферат на тему Алхимики в Москве скачать бесплатно

Раздел: Москвоведение
Тип работы: доклад

На вопрос, существоали ли в древнерусских городах, в частности, в Москве, алхимики, которыми в XIV-XVII в.в. буквально кипела Зпапдная Европа, историки науки дают отрицательный ответ. Действительно, до настоящего времени не удалось найти ни одного документального доказательства о существовании в допетровской Руси алхимических лабораторий или же об увеличении русских людей алхимическими идеями.

Вместе с тем есть сведения. что в XVI- XVII в.в. в Москву приезжали многие алхимики-иностранцы, предлагавшие свои услуги московским царям и боярам. Известно также, что такие попытки иностранцев-алхимиков были совершенно безуспешны.

Однако отсутствие документальных доказательств отнюдь не означает, что на Руси того времени не интересовались опытами с металлами. Негативное оотношение православной веры на Руси к подобного рода затеям сводилось к тому, что монахи уничтожали любые записи или документы, относящиеся к знахарству и алхимическим мыслям.

Иногда даже хранение записок с лечебными и техническими рецептами и заговорами самого невинного содержания считалось почти равносильным покушению на жизнь царя и жестоко преследовалось.

Явное недоверие московских царей и их ближайших советнииков к алхимии не мешало им, однако, проявлять иногда большую заботу о развитии на Руси горного дела, металлургии и химических ремесел.

Поиски и разведки месторождений металлургических руд поощрялись московским правительством весьма своеобразно. Крестьянин нашедший месторождение руды и заявивший об этом властям, получал ничтожное царское жалованье, а заявленный участок немедленно отчуждался в царскую казну. Крестьян, владевших участком, либо сгоняли с насиженных мест, либо превращали в крепостных рабочих на рудниках. Естественно, что при таком обороте дела свободные крестьяне, да и вотчинники - помещики чаще всего скрывали от правительства находки руд с признаками драгоценных металлов.

Острая нужда в металле заставляла московское правительство уже в XVI в. снаряжать экспедиции на Восток, в постепенно осваиваемые приуральские и уральские области, а затем и в Сибирь. только с появлением на Востоке предприимчивых промышленников - Строгановых, Демидовых и других - дело добычи сдвинулось с мертвой точки.

В 1950 году в отделе рукописей Всесоюзной библиотеки им. В.И.Ленина О.А.Яковлевой была обнаружена очень важная и любопытная рукопись, писанная скорописью и датируемая первой четвертью XVII в. Автор этой рукописи пишет о русском рудознатце, жившем в конце XVIв. во времена царствования Федора Ивановича.

Этот человек объявился в г.Твери в 1596 г. (лета 7104). великому князю и царю всея Руси Федору Ивановичу доложили, что есть некий человек, который при помощи переплавки с различными добавками отделяет золото и серебро от руды. В ближайшее время по указу Федора Ивановича он был доставлен в Москву.

Начав переплавку руды он один раз удачно получил продукт как настоящее золото. Но далее опыта не давались. Царь Федор Иванович разгневался на него и приказал пытать без всякой жалости мастера и его ученика. Но рудознатец отвечал боярам, что много раз повторял опыт, но ничего не получалось. Использовал те же самые химикаты (или реактивы) и кислоты, но не происходило отделения металла от руды. Итог этих опытов был таков, что рудознатец и его ученик погибли отравившись парами ртути.

Ясно, что приведенное в летописи известие было исключительным в жизни того времени. Очевидно потому, оно и записано. Летописец поместил это известие под сильным впечатлением трагической судьбы мастера-рудознатца в числе исключительных событий. Русский мастер, так трагически окончивший свою жизнь, имел более скромную, но зато куда более почтенную цель, нежели западные алхимики - переплавлять золотую и серебряную руду (а не свинцовую, например, с целью получения золота).

Приведенный документ - одно из свидетельств о пытливости ума древнерусских мастеров, стремившихся в тяжелых политических и экономических условиях решить важнейшую для своей родины проблему обеспечения ее драгоценными металлами за счет внутренних ресурсов.

Материал взят ссайта http://moskvoved.narod.ru/

Поделитесь рефератом Алхимики в Москве

html-cсылка на реферат
BB-cсылка на реферат
Прямая ссылка на реферат

Работы похожие на Алхимики в Москве

Русская образованность в X-XVII веках. Первые попытки создания в Московской Руси систематических школ в XVII в.

Тип работы: статья

Кириллин В. М.
К периоду обновления русской книжности относятся и первые конкретные попытки создания школы. Причем в отличие от Юго-Западной Руси в Московии инициаторскую роль в таком деле играли именно Церковь и Государство, хотя имели место и частные побуждения.
Об этом свидетельствуют различные — деловые и литературные — источники: записи в расходных книгах Патриаршего Казенного приказа, челобитные, статейные списки, послания, царские указы и грамоты, фрагменты полем

Книгопечатание и книжная справа на Руси в первой половине XVII в.

Тип работы: статья

А. Волков
История Русской Церкви неразрывно связана с историей богослужения на Руси, а та, в свою очередь, с историей русского обряда. Обряд — форма богослужения — играл на Руси в силу особенных исторических условий очень большое, если не главенствующее, значение. Тому свои причины. Эпоха Ивана Грозного явила все признаки подъема творческой энергии русских церковных сил, дерзновенных попыток вождя Церкви митр. Макария разрешить национальными силами ряд вопросов вселенского, все

Оборудование, применяющееся для добычи железной руды

Тип работы: реферат

Оборудование, применяющееся для добычи железной руды

Основным способом отбойки горных пород при проведении выработок и добыче руды являются буровзрывные работы. Заряды взрывчатых веществ (ВВ) располагают в вертикальных, наклонных или горизонтальных шпурах или скважинах - цилиндрических полостях в горных породах, создаваемых буровыми машинами. Различие между шпурами и скважинами определяется их размерами. Шпуры обычно имеют диаметр 30-75 мм и длину до 5 м, скважины - диаметр 50-300 мм и

Культура Руси XIV - XVII веков

Тип работы: реферат

С X в. почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурно

Самозванцы на Руси в XVII веке

Тип работы: реферат

Самозванство на Руси.
Введение.
История России сплошь состоит из тайн и загадок и одна из них - тайна Смутного времени. Кто убил царевича Дмитрия, кто надоумил Григория Отрепьева назваться государем России. Множество может быть и возможно скрываютс