Категориидисциплины Поискпо сайту

Реферат на тему Архитектурные памятники Кремля скачать бесплатно

Раздел: Москвоведение
Тип работы: реферат
Страница 1 из 4 | Следующая страница

Творческая работа по

москвоведению

по теме:

Архитектурные памятники

Кремля.

         

                   Работа выполнена учеником

                       9 класса школы № 1020

                           Ю-ЗАО г. Москвы

                        Гореликом  Дмитрием.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.................................................................1

АНДРЕЙ ЧОХОВ И ЕГО ЦАРЬ-ПУШКА..........................2

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ МАСТЕРА ИВАНА МОТОРИНА........11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................20

 

Царь-пушка и Царь-колокол.

Вижу старую Москву

В молодом уборе.

Я смеюсь и я живу,

Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля

Звон плывет волною.

А во рвах живет земля

Молодой травою.

                    К. Д.Бальмонт.

                      

 ВВЕДЕНИЕ.

Ежедневно сотни тысяч русских и зарубежных гостей посещают Московский Кремль. Они приходят сюда, чтобы полюбоваться величественным ансамблем кремлевских дворцов и соборов, познакомиться с произведениями древнерусской живописи, с замечательными памятниками декоративного и прикладного искусства, хранящимися в Кремлевских музеях. И конечно же, внимание  всех посетителей Московского  Кремля  привлекают   выдающиеся произведения русского литейного искусства - Царь-пушка   и  Царь-колокол. Их значительные  размеры, удивительная   четкость   и    красота   декора,  высокие  технические данные вызывают  всеобщее  восхищение.  Создание  этих произведений явилось закономерным   итогом  длительного развития  бронзо-литейного   дела - старейшей  отрасли  русского   ремесла.

В X-XI веках большое развитие получило на Руси литье пушек..            и первыми создателями пушек были колокольных дел мастера.

Надо сказать, что история развития артиллерии, пришедшей на смену стенобитным орудиям, зародившимся в странах Древнего Востока, насчитывает уже много веков. В нашей стране первые артиллерийские орудия появились в XIV веке. Как свидетельствуют письменные источники, в Древней Руси артиллерия впервые была применена при обороне Москвы от орд хана Тохтамыша в 1382 году.

Русская артиллерия на протяжении веков постоянно совершенствовалась и развивалась. В конце XV века медная артиллерия была поставлена на колеса, что резко увеличило подвижность тяжелых пушек.В 1480 году артиллерийские орудия с успехом были применены в войне против ордынского хана Ахмата.

Русские литейщики - пушечных и колокольных дел мастера - не только были хорошо знакомы с технической стороной дела, но и уделяли много внимания художественному оформлению своих изделий. Почти каждый орудийный ствол имел свои, только ему присущие характерные особенности. Многие орудия, получившие, как тогда было принято, собственные имена, мастер снабжал литыми украшениями. Литье отличалось тщательной проработкой всех деталей, выполнялось с большим художественным мастерством. Украшения многих орудий соответствовали их названиям.

О развитии и совершенствовании на Руси литейного дела свидетельствует  примечательный факт - в 1488 году в Москве отливается первое гигантское орудие, которое получило название Царь-пушка. Это огромное орудие не сохранилось до наших дней, но то внимание, которое уделяли ему современники, заставляет думать, что его отливка была в те времена событием исключительным.

Подобное  орудие  -  гигант, естественно,  не  могло  бы  появиться

на Руси, если бы не было в то время открытых рудных месторождений, обеспечивающих литейное производство достаточным количеством меди и олова, литейных печей большой емкости и, главное, достаточного количества мастеров высокой квалификации. Трудно предположить, что иноземный литейщик И. Дебосис, автор первой Царь-пушки, мог только недавно прибыв в Россию, выполнить такую работу один. Невозможно, что большая часть работы по формовке, отливке и отрежке Царь-пушки использовалась русскими мастерами.

Сохранившиеся до наших дней памятники литейного искусства конца XVI и начала XVII столетия свидетельствуют о высоком мастерстве русских умельцев. Именно в это время прославились своими выдающимися произведениями талантливые "литцы" Кондратий Михайлов, Григорий Наумов и особенно Андрей Чохов.

"Литец" Андрей Чохов и его Царь-пушка. 

Знаменитая Царь-пушка, один из редких памятников русского литейного дела, установлена на Ивановской площади Кремля, рядом с памятником архитектуры XVII века - церковью Двенадцати апостолов. Изображение Царь-пушки знакомы миллионам людей по многочисленным фотографиям, открыткам, а ее описания известны по различным публикациям в книгах и журналах. И тем не менее встреча с самим произведением всегда вызывает живой интерес к его истории, к имени его автора.

Обратившись к литературе, любознательный посетитель Кремля

 

узнает, что отлита она Андреем Чоховым в 1586 году и весит около 40 тонн.

К сожалению, о мастере, создавшем Царь-пушку, мы знаем крайне мало, хотя имя его и широко известно. По историческим документам и сохранившимся образцам его работы установлено, что Андрей Чохов занимался своим ремеслом с 1568 по 1629 год и создал целую школу мастеров литейного дела.

                                 

 

   Деталь

украшения

Царь-пушки.

Впервые имя мастера встречается в литых надписях на орудийных стволах, зафиксированных в Описной книге Смоленского пушечного наряда 1670 года. Надписи гласили, что эти стволы "делал Кашпиров ученик Андрей Чохов".

"Литец" Андрей Чохов начал работать на московском Пушечном дворе в конце 60-х годов XVI века, в период царствования Ивана Грозного. Впоследствии, именно здесь он стал одним из самых известных русских мастеров меднолитейного дела. На Пушечном дворе, под руководством Чохова прошли школу литейного искусства его ученики - Проня Федоров, Микита Проворотов, Дружина Романов, Богдан Молчанов, Игнат Максимов и многие другие, также ставшие впоследствии известными мастерами.

К первым работам Чохова относятся пищали малого калибра и небольшого веса, датированные 1568 годом, что соответствовало правилам ученичеств того времени. Пробные, или, как сказали бы теперь, школьные работы и не могли быть большими. Известные нам орудия той  далекой поры, как правило, снабжались надписями, содержащими обычно имя мастера, дату отливки и иногда имя учителя.

В Описной книге имеется одна очень интересная запись. Здесь упоминается медная пищаль с собственным именем "Лисица". Из этого

следует думать, что это была крупная работа мастера, так как только значительным по размерам стволам давались в то время имена собственные. У данного орудия имеется богатый орнамент: из дула вылита лисица, ниже уха подпись: "делана сия пищаль Лисица в лето семь тысяч восемьдесят третьего году (1575), делал Ондрей Чохов".

В последующие годы Чохов отлил большое число  мощных, первоклассных пушек и великолепных колоколов. Некоторые из них известны лишь по сохранившимся в архивах документам. А те произведения талантливого мастера, что дожили до наших дней, принадлежат сейчас разным музейным коллекциям.

Так, в коллекции  музеев Московского Кремля находится пять выдающихся  образцов  работы Андрея  Чохова,  в   том   числе    и   знаменитая   Царь-пушка. В Санкт-Петербурге, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных  войск  и  войск связи   хранится семь пушек, отлитых Чоховым во   второй   половине   XVII   века.   Две   пушки московского  мастера находятся в Швейцарии в замке Гринсгольм. Надо сказать, что в XVI веке пушка, как огнестрельное орудие имела определенные установившиеся формы. Она представляла собой медный, литой,несколько конусообразный ствол. Задняя часть ствола именовалась казенной, а наиболее тонкая, передняя часть - дульной. Казенная часть завершалась торелью с виноградом .

                                                                                                        

                                                                                                                                             

 Нагрудный знак

     московских

    оружейников

Торелью именовалась задняя стенка ствола орудия, изготовлявшаяся в виде круглого, плоского диска  с  фигурным  профилем  по краю. Виноград, то есть выступ на казенной части ствола, выполнялся в виде декоративной виноградной кисти или шара. На пушках того времени обычно помещались массивные цилиндрические цапфы  - выступы в средней части ствола с помощью которых их устанавливали на лафете. В старину эти выступы назывались вертлюгами. Над ними сверху помещались скобы, или дельфины, которые в XVI и XVII веках выполнялись в виде рыб.Эти скобы служили главным образом для перетаскивания и установки пушки. Важнейшей отличительной особенностью орудийных стволов, отливавшихся русскими мастерами в XVI-XVII веках, являлась их великолепная художественная отделка. Мастера, как правило, украшали их богатейшими орнаментами из трав, цветов и пространных надписей. Во многих случаях стволам орудий придавали оригинальную форму - иногда их делали в виде свитков, поверхность украшали изображением людей, животных и.т.п. 

Известные нам орудия Андрея Чохова во многом отвечали устоявшимся традициям. И наконец, самое значительное произведение русских оружейных дел мастеров, одно из выдающихся творений Андрея Чохова - Царь- пушка. Она была отлита им в 1586 году по приказу царя Федора Ивановича на Московском Пушечном дворе.

Длина этого оригинального орудия составляет 5 метров 34 сантиметра. Наружный диаметр ствола - 120 сантиметров, диаметр узорного пояса у дула - 134 сантиметров, калибр - 890 миллиметров.

Ствол Царь-пушки, отлитый из высококачественной бронзы, имеет коническую форму. Вся поверхность ствола украшена литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, надписями.

Дульный и  казенный  обрезы   ствола  имеют  высокие,  выступающие   над

           Литой орнамент на лафете

                        Царь-пушки.

поверхностью     пояса   с    фигурными    пятилепестковыми    розетками.

Центральная   часть   ствола   разделена  выпуклыми  орнаментальными  и

плоскими рельефными фризами. По бокам ствола расположено восемь литых скоб, преднозначенных для укрепления канатов при перемещении пушки.

Выше передней правой скобы вылита надпись: "Божию милостию Царь и Великий Князь Федор Иванович государь и самодержавец всея великия Росия ". Здесь же многие изображения увенчанного короной царя Федора Ивановича, сидящего на коне со скиптером в руке.

На верхней части ствола отлиты две надписи: справа - " Повеле-нием благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича, государя самодержца всея великая Россия при его благочестивой и христолюбивой великой княгине Ирине"; с левой стороны - "Слита бысть сие пушка в преименитом царствующем граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов".

На казенной части оружия перед последним, задним, широким поясом в стволе имеется затравочное отверстие. А дальше, на самом краю ствола, вырублено: "2400 пуд". Таков вес Царь-пушки, что составляет 39312 килограммов. Это самая большая пушка в мире.

Царь-пушка имеет своеобразную конструкцию. Заслуживает внимания то, что тело этого орудия не имеет важнейших элементов, присущих орудийным стволам того времени. У Царь-пушки нет цапф - цилиндрических приливов или передней части, которыми стволы укладывались на станины лафетов. Вторая особенность: отсуутствие на казенном срезе-торели винограда - приспособления в виде фигурного выступа. Виноград и дельфины, были необходимы для подьема пушечных стволов на лафеты и снятия их с них.

В древности Царь-пушку долгое время называли еще и "Дробовиком Российским", хотя на самом орудии в литой надписи оно названо "пушкой". Особая форма канала ствола Царь-пушки, отсутствие снаружи цапов и винограда позволяет сделать вывод, что этот великолепный образец литейного искусства конца XVI века хотя и близок к мортирам, но все же

относится к особому виду артиллерийским орудиям. Подобных ему  среди сохранившихся русских артиллерийских орудий того времени нет.

Конструкция ствола позволяет предположить, что для стрельбы из этого  орудия мог быть применен главным образом "дроб" - картечь. Ядра, которые лежат сейчас возле Царь-пушки, - декоративные, чугунные. Они отлиты в  1835 году на заводе Берда в Петербурге.

Царь-пушке не пришлось участвовать в боевых действиях, однако, несомненно, что ее отливали именно как боевое орудие, а не в чисто декоративных целях. Царь-пушка является шедевром тяжелой крепостной артиллерии своего времени.

В течение почти четырехсотлетнего существования Царь-пушка не раз меняла свое место. Как известно, вскоре после отливки и отделки ее поверхности она была привезена в Китай - город. Здесь ей было определено место на  Красной площади около Лобного места.

Согласно документам, изданным в 1911 году, Царь-пушка находилась во

Страница 1 из 4 | Следующая страница

Поделитесь рефератом Архитектурные памятники Кремля

html-cсылка на реферат
BB-cсылка на реферат
Прямая ссылка на реферат

Работы похожие на Архитектурные памятники Кремля

Император Александр II. Царь-Освободитель. Царь- Мученик

Тип работы: реферат

Император Александр II
Царь - Освободитель, Царь - Мученик.
Вступление.
Вскоре после очередной бомбардировки Севастополя защитника города узнали от французского парламентера, что 18 февраля скончался Николай I. Своему преемнику и другим сыновьям государь перед смертью говорил:
«Служите России. Мне хотелось принять на себя все трудное, все тяжкое, оставив царство мирное, устроенное, счастливое. Провидение судило иначе. Теперь иду

Иван IV – первый царь Всея Руси

Тип работы: курсовая работа

– первый царь Всея Руси
Реферат выполнил: студент финансового факультета группы Ф-121 Гулев Олег Мурманский Государственный Технический Университет Комитет по рыболовству РФ Кафедра истории и социологии Мурманск 2002 Введение. В нашей истории царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину лет XVI века, есть одна из самых важных эпох. Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней

Тишайший царь и его время

Тип работы: курсовая работа

I В 1953 году исполнилось 250-летие с того дня, когда, основав Санкт-Петербург, Петр прорубил окно в Европу. То самое знаменитое окошко, сквозь которое, благодаря действиям русской интеллигенции, провалилось все русское государство.
В этом же году, в том же октябре, четыреста лет назад, за 150 лет до основания Санкт-Петербурга другим русским Царем Иоанном Грозным было прорублено другое окно, окно на восток, в древнюю Азию.
2 октября 1552 года, руководимые Иоанном Гр

Рецензия на произведение В. Астафьева Царь-рыба

Тип работы: сочинение

Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней. Родился он в 1924 году, детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сердцу краем; писатель всегда возвращается в родные места, куда бы ни бросала его жизнь.
Предвоенное детство было трудным, сиротским; самые светлые воспоминания привольная жизнь в деревне, бабушка Катерина, научившая любить людей и природу, жить по законам добра и справедливости.
С Великой

Царь Дмитрий

Тип работы: реферат


Первое появление личности, игравшей такую важную роль под именем царя Димитрия и оставшейся в нашей истории с именем первого Самозванца, остается до сих пор темным. Есть много разноречивых сведений в источниках того времени, но нельзя остановиться ни на одном из них сполною уверенностью. Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что перед тем в польской Украине казаки вместе с польскими удальцами помогали уже нескольким самозванцам, стремившимся о